вторник, 8 декабря 2009 г.

Дверь в сказку или статья про открытки.

Добрый вечер, дорогие мои читатели. Вот мы почти все с Вами занимаемся созданием открыток, а знаем ли мы что обозначают картинки на открытках? Какие трудности испытывала на совем пути открытка в Советское время? А кто придумал первую открытку? Про все это Вы узнаете прочитав этот длинный пост. Итак, статья из газеты "Премьер" №49 (533) 12 - 18 декабря 2007 г., автор статьи Наталья Михайлова.

Дверь в сказку 



Бытовые сценки на открытках всегда из двух частей: на них мы видим, что происходит внутри дома, и окно, за которым зима или Дед Мороз. Здесь — на стекле морозные узоры, но их почти не видно, так как открытка старая — выпущена в России в 1916 году. Открытка из семейного архива Татьяны Сосновской



«Некоторые символы настолько архаичны, что передаются по генной памяти, и художник осознанно или неосознанно использует их в своем творчестве», — поясняет Ангелина Глебова, заведующая художественным отделом музея-заповедника. Она объяснила нам значение основных сюжетов новогодних и рождественских открыток. Как оказалось, даже веселых мишек и зайчиков рисуют на открытках не просто так: заяц — пожелание плодородия, а медведь — покровительства у тотемного животного.

Время приносить дары

Сама традиция поздравлять с Новым годом возникла еще в античном мире — в Древнем Риме подносили друг другу плоды как пожелание плодородия. «Помните распространенный сюжет: мешок Деда Мороза приоткрывается, а там пряники, яблоки, шоколад… Это все тот же обычай приносить плоды», — поясняет Ангелина Аркадьевна. Реальные съестные припасы заменились изображениями не сразу — для этого понадобились века.

Так, в середине XVIII века в Париже возник обычай присылать в канун Рождества визитные карточки. Они в европейском мире заменили собой фрукты и овощи и стали прообразом современных открыток. В конце XVIII века в Англии почтовый служащий мистер Коуп придумал вместо визитной карточки посылать почтой открытое изображение — так появилась на свет открытка. В России собственные рождественские открытки впервые выпустило общество святой Евгении в 1898 году.

После революции вплоть до 1936 года в России открытки не выпускались, поскольку новая власть отменила и Рождество, и Новый год. В 35м в Кремле впервые устроили ёлку, праздник реабилитировали, а вместе с ним и открытки. Наибольшую популярность они приобрели в 70е годы — в это время население разъезжалось из деревень в города. Телефонов на всех не хватало, а поздравить родных и близких с праздником очень хотелось: открытки выпускались миллионными тиражами. Традиционные изображения рождественских и новогодних открыток можно разделить на три основных группы: пейзажи, натюрморты и сценки, сказочные, бытовые или ярмарочные.

В погоне за раем

Самыми первыми изображениями стали натюрморты. Так, до революции в России поздравить с Рождеством могли открыткой с изображением букета — это все тот же отголосок «подношения плодов».

В композицию включают еловые ветви — символ древа жизни, колокола, которые должны предупредить адресата как об опасности, так и о радостной вести — о рождении Спасителя. Свеча символизирует свет жизни и единение с божественным началом, звезда — мечту и стремление к недостижимому идеалу, часы — смену времен. Часто встречается подкова — отголосок западной легенды о боге-кузнеце, который подковал дьявола, запретив ему появляться там, где есть изображение подковы. Открытка с ней — пожелание избежать встреч с нечистой силой.

Пейзажи на рождественских открытках идеализированы — это не реальная местность, а земной рай, утраченный человеком при грехопадении, либо храм. На новогодних открытках встречаются «космические» рисунки — крупные звезды на фоне темносинего неба, месяц или луна, часто фото зимнего леса. Они символизируют бессилие человека перед законами природы и ходом времени, восхищение величием мироздания.

На пейзажах советской поры часто изображалась Спасская башня Кремля как символ нерушимого государства, крупно — часы на ней со стрелками, застывшими на полночи, вокруг — еловые ветви (вечность). Часто изображение Спасской башни помещали в круглую шестиконечную снежинку. Подсознательно, благодаря генной памяти, любой человек воспринимает шестиконечный солярный (солнечный) знак как умиротворяющий, успокаивающий. Государство словно говорило такой открыткой — наша власть мирная, вечная, в нашей стране будет счастливая жизнь, празднуйте смело.

Сказки для взрослых

Бытовые сценки на открытках всегда похожи на подглядывание: к примеру, девочка у новогодней елки с кошкой на коленях смотрит в окно, а за ним — умиротворяющий зимний пейзаж. Или до революции — сельские дети подглядывают в окно дворянского дома, где уже наряжена елка. Еще вариант — Дед Мороз с мешком подарков заглядывает в избу, а там веселятся ребятишки. На таких открытках домашний очаг противопоставлен внешнему миру, но находится с ним в гармонии: такой рисунок значит «мир вашему дому».

Шуты или цирк на открытках — это отголоски древней карнавальной культуры, святочных гуляний под Рождество. В сказочных сценках каждая зверушка имеет значение, ведь сказки — это осколки древних славянских мифов. К примеру, заяц (символ женской плодовитости) с морковкой (фаллический символ) — такой рисунок имеет явный эротический смысл, является пожеланием счастья в интимной жизни.

Сценки с Дедом Морозом тоже многозначны. Например, на советских открытках он то играл в хоккей (а Снегурочка каталась на коньках), то появлялся в скафандре, то на машине. Так государство подводило итог промышленным, спортивным, культурным достижениям. Кстати, образ Снегурочки появился на открытках поздно — с 60х годов, возник он из одноименной пьесы Островского. Появление Снегурочки связано также с активизацией женщин в обществе.

До 70% современных новогодних открыток не имеют сюжета, а изображение на них утрачивает сакральный смысл. Специалисты связывают это с тем, что мы живем не только в постмифологическое, но и в постхристианское время и не верим в чудеса.

1 комментарий:

Мне будет приятно прочитать Ваши комментарии!